Виталий Савельев о перспективах «Аэрофлота» и текущем состоянии отрасли

Савельев АэрофлотГенеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев недавно стал героем программы «В рабочий полдень». В рамках передачи он рассказал о работе компании, о перспективах и планах на будущее.

Непростая экономическая ситуация

Сейчас непростая ситуация в экономике. На вопрос о том, как этот кризис, спад отражается на рынке в целом, Виталий Геннадьевич Савельев ответил следующее. Есть падение спроса пассажиров на авиаперевозки, «Аэрофлот» растет, но в целом вся авиация не растет. Кризис сказывается, пассажир становится менее платежеспособным и, соответственно, менее мобильным. Второй фактор – это избыточные ёмкости. Когда была «Трансаэро», в целом по гражданской авиации в России был избыток рынка 40%. По мнению Савельева, если этот рынок не изменится, то все его игроки на нем удержатся. Если же платежеспособность пассажиров будет падать, люди перестанут летать, то, соответственно, авиакомпании начнут терпеть финансовые проблемы.

Виталий Савельев предлагал выход еще в 2013 году, но его никто не поддержал. Когда было 11 сентября в Америке, во время теракта все авиакомпании потеряли в спросе, и примерно 25-30% мощностей – самолетов – пришлось поставить на бетон. В России этим путем не пошли, когда начинался кризис, поэтому каждый сейчас выживает самостоятельно. «Аэрофлот» выводил самолеты в прошлом году, есть порядка 10 самолетов, которые пока стоят на бетоне (в основном в дочерних компаниях).

Учиться работать в новых условиях «Аэрофлоту» пришлось и в начале 90-х, когда авиаперевозчик распался на 300 отдельных компаний. «Аэрофлот» хоть и перестал быть крупнейшей в мире авиакомпанией, но остался лидером на российском рынке, и именно поэтому, когда в прошлом году произошло банкротство «Трансаэро», обязательства по перевозке ее пассажиров взял на себя «Аэрофлот».

Может ли повториться ситуация «Трансаэро» с кем-то еще, может ли какая-то еще компания уйти с рынка? По мнению гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, логика простая: если авиакомпания не будет заботиться о производственной себестоимости и будет продавать слишком дешевые билеты, то потерпит убытки, которые никто не покроет. Если продавать билеты, то по такой цене, которая будет окупать себестоимость. Если компания просто демпингует, не учитывая ситуацию на рынке, то участь «Трансаэро» может постичь и ее. Летать любой ценой нельзя.

Предпочтения пассажиров изменились

Говорил Виталий Савельев и об изменении поведения пассажиров. Они стали предпочитать внутренние рейсы в связи со сложной ситуацией в экономике, пассажиры переориентировались, так как при нынешней девальвации лететь по тарифам, которые номинированы в валюте, гораздо сложнее. Сокращается рынок перелетов за рубеж, резко увеличился рынок внутри России, так как здесь цены в рублях, они фиксированы, и в эконом-классе цены остались на прежнем уровне.

Планируется увеличить количество рейсов внутри страны, «Аэрофлот» пытается осваивать новые регионы (например, Магадан). Пока появление новых направлений за рубеж не планируется, но если откроют Египет и Турцию, безусловно, они будут востребованы.

Напомним, что Виталий Савельев возглавил компанию в апреле 2009 года. Тогда «Аэрофлот», да и вся мировая авиаотрасль приходили в себя после экономического кризиса 2008 года. Чистая прибыль авиаперевозчика тогда сократилась в 8,5 раз, как минимум 3 дочерних предприятия компании оказались на грани банкротства. И все же это была уже взрослая компания со своими традициями, и все, что хотелось поменять в «Аэрофлоте», — это сервис. На тот момент в парке были не только современные воздушные суда, как сейчас (по среднему возрасту воздушного судна «Аэрофлот» сегодня входит в тройку авиакомпаний мира, кто имеет больше ста машин). Тогда был старый парк и не очень качественный сервис.

Первым делом гендиректор обновил топ-менеджмент и взялся за оптимизацию издержек. Был утвержден новый бюджет, по которому предусматривались затраты почти на миллиард меньше. Пришлось принимать и непростые решения: за год штат сократился на 2335 человек. Но уже в 2010 году чистая прибыль компании выросла почти в три раза. Тогда был создан комитет по финансовым инвестициям, и он работает до сих пор.

В 2015 году сам «Аэрофлот» перевез более 26 миллионов пассажиров, годовой рост превысил 10%. Результат группы в целом – почти 39 миллионов человек и рост более чем на 13%. И это в не самое простое для авиаотрасли время.

За последние несколько лет изменилась карта туристических маршрутов. Пассажиры выбирают не только традиционные южные направления, но и рейсы на Сахалин, Камчатку и во Владивосток. Скоро наступает туристический сезон, и «Аэрофлот» планирует увеличить количество рейсов в Крым и Сочи. Если говорить о повышении цен, то, например, в эконом-классе внутри России они выросли, но лишь на 5-7%, что даже меньше уровня инфляции. Бизнес-класс дорожает, да, но это вынужденная мера. При этом Савельев говорит о том, что цены на зарубежные рейсы не увеличились, если рассматривать их в валюте, стоимость выросла в рублях из-за падения курса. Девальвация отразилась на отрасли: лизинговые платежи, стоимость керосина, обслуживания – это все фиксируется в валюте, и уйти от этого не удастся.

Как изменился пассажиропоток за январь-март 2016? «Аэрофлот» за 2 месяца (январь и февраль) перевез более 4 млн пассажиров, группа – более 5 миллионов, рост – более 14%. Основные задачи, которые стоят перед компанией, следующие. Первое — «Аэрофлот» должен войти в пятерку авиакомпаний Европы к 2025 году. Второе – перевозчик должен войти в 20-ку мировых перевозчиков. В этом году ожидается рост пассажиропотока, до конца года «Аэрофлот», как планируется, перевезет порядка 30 миллионов человек, как группа – порядка 40 миллионов. Единственный сдерживающий фактор – стремление не превысить долю рынка в 50%, чтобы сохранить конкуренцию.

По поводу компании «Победа» Виталий Савельев отметил следующее: она планирует перевезти более 4 миллионов пассажиров в 2016, но рост ее приходится сдерживать опять же из соображений сохранения конкуренции на рынке. Цена некоторых билетов на рейсы «Победы» составляет 999 рублей и меньше (около 10% пассажиров летали по таким ценам). «Победа» экономит на всем, чтобы обеспечить доступную стоимость перелетов, однако это не касается норм безопасности, они такие же, как у всех других авиакомпаний. Новые направления в расписании «Победы» могут появиться, она начала летать и за границу, хотя все же концентрируется на внутренних перелетах.

Финансовые показатели «Аэрофлота»

Талант антикризисного управляющего пригодился Виталию Савельеву снова. Ему приходится учитывать падение цен на нефть и ослабление курса рубля, свое влияние оказывает и закрытие таких крупных туристических направлений, как Турция и Египет. В 2014 году группе компаний пришлось зафиксировать убыток, но уже в следующем году его удалось снизить в 2,5 раза. При этом выручка компании выросла почти на 30%. По итогам 2015 года, компания была признана второй в Европе по рентабельности.

Задача по финансовым показателям для «Аэрофлота» на 2016 год — убыток около 3 миллиардов рублей. Виталий Савельев заявил, что компания постарается свести этот показатель к нулю. В целом же подобное положение вещей связано с тем, что перевозчик понес большие затраты на перевозки пассажиров «Трансаэро» (порядка 17 миллиардов).

Более того, «Аэрофлот» обязался принять на работу 6060 человек из «Трансаэро». На сегодняшний день из «Трансаэро» в «Аэрофлот» перешли 4002 человека. В апреле оставшимся сотрудникам будет сделано последнее предложение о работе.

Что касается пополнения авиапарка «Аэрофлота» за счет судов «Трансаэро», пока в распоряжение авиакомпании «Россия» поступил лишь один самолет. «Аэрофлот» в целом планирует взять 34 машины, многие из них довольно «возрастные». В то же время сегодня у «Аэрофлота» самый молодой в Европе воздушный флот, средний возраст судов – чуть более 4 лет. В эксплуатации находятся в основном Airbus и Sukhoj Superjet, в этом году поступят еще 30 машин Sukhoj Superjet. То же касается МС-21: «Аэрофлот» готовится взять в группу 50 судов.

А еще «Аэрофлот» стал первой российской авиакомпанией, которая взяла на работу иностранных пилотов, что было связано с дефицитом кадров на трудовом рынке. Двое пилотов из 24 приняли российское гражданство. В основном это чешские пилоты (18 человек), есть пилоты из Испании, Сербии, Германии. Зарплаты и контракты абсолютно такие же, как у российских пилотов.

Для улучшения сервиса «Аэрофлот» 6 лет назад открыл свою авиационную школу. Здесь можно получить образование по 150 специальностям. В «Аэрофлоте» на сегодняшний день 6500 проводников, из них 5500 – женщины.

Отдельный вопрос — стоимость акций «Аэрофлота»: можно ли говорить о том, что они на сегодняшний день являются недооцененными? Аналитики утверждают, что да, акции недооценены до 20-30%. Поднимался вопрос о приватизации «Аэрофлота». По мнению Виталия Савельева, «Аэрофлоту» приватизация на данный момент не нужна, ведь она проводится, как правило, в двух случаях: во-первых, когда государство хочет получить деньги в казну от продажи своих акций, во-вторых, когда нужно что-то резко улучшить, к примеру, некачественный сервис. Ни тот, ни другой вариант не в интересах государства. К тому же у «Аэрофлота» есть ряд социальных задач, например, эксплуатация отечественных самолетов.

На вопрос о том, планирует ли «Аэрофлот» покупать акции зарубежных компаний, Виталий Савельев ответил, что пока в этом нет смысла, так как европейские законы не позволяют приобрести контрольный пакет. То есть, «Аэрофлот» не может стать материнской компанией, а значит, будет портфельным инвестором и не сможет консолидировать определенные показатели.

Совсем недавно «Аэрофлот» стал первой российской авиакомпанией, получившей высшую оценку качества обслуживания от международного консалтингового агентства Skytrax. Теперь «Аэрофлот» в одном ряду с Lufthansa, British Airways и Emirates.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *