Внутри группы «Аэрофлот» может возникнуть конфликт интересов

АэрофлотСпециалистами «Высшей школы экономики» был составлен доклад для Аркадия Дворковича, в котором рассматривается состояние отечественного рынка пассажирских авиаперевозок. Эксперты критикуют бизнес-модель авиакомпании «Аэрофлот», отмечая, что в том виде, в котором она существует сейчас, бизнес-модель может привести к конфликту интересов внутри группы компаний.

После того как «Трансаэро» ушла с рынка, наметилась тенденция к монополизации. Доля «Аэрофлота» за первый квартал 2016 года подросла до 55% (за тот же период 2014 года доля составляла 40%). При этом доля S7 – 15%, «Уральских авиалиний» — 6%. Таким образом, группа компаний «Аэрофлот» доминирует на рынке и опережает ближайшего своего конкурента, по сути, в 4 раза. Кроме того, у «Аэрофлота» почти полная монополия на дальнемагистральные маршруты. Получается, что сохранение конкуренции в сегменте зависит полностью от волеизъявления «Аэрофлота».

Группа компаний «Аэрофлот» охватывает все сегменты: лоукостер («Победа»), эконом («Россия»), премиум («Аэрофлот»). Эксперты заявляют, как отмечалось выше, что внутри группы велика вероятность возникновения конфликта интересов. Причин тому несколько.

В настоящее время в отрасли, если оценивать ее в международном масштабе, есть тенденция к сближению лоукостеров и обычных перевозчиков и переход премиум-перевозчиков в класс эконом. Другими словами, компании, работавшие в сегменте премиум, снижают уровень качества, в то время как лоукостеры начинают предлагать все больше услуг. По прогнозам, клиенты будут уходить от «Аэрофлота» к «России», что скажется на развитии сегмента эконом не в лучшую сторону.

Обратная сторона медали – тот факт, что разделение компаний не поможет, поскольку «Россия» вряд ли сможет существовать без государственной поддержки. Если же будет разработана отдельная стратегия для «России», то ухудшатся позиции «Аэрофлота», что опять же вызовет конфликт интересов.

По мнению авторов доклада, при сохранении текущей стратегии развития рынка есть определённые риски для потребителей и отрасли, при том что любая из новых стратегий предполагает серьёзные сложности. Впрочем, Виталий Савельев, гендиректор «Аэрофлота», отвечает, что доля компании на рынке с учетом зарубежных авиаперевозчиков составляет лишь 39,6%.

Доклад был разослан Минэкономики, ФАС, Минтрансу, участникам отрасли. Сообщается, что на встрече экспертов с топ-менеджерами «Аэрофлота» было достигнуто соглашение, и в скором времени решение будет озвучено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *