Еще раз о проблеме авиадебоширов

Виталий Савельев АэрофлотНа днях Олег Пантелеев, член общественного совета авиаперевозчика “Аэрофлот”, дал интервью изданию “Коммерсантъ”. Темой беседы стал уже давно и в последнее время особенно активно обсуждаемый вопрос — авиадебоширы и что с ними делать.

По словам Пантелеева, проблема нарушающих порядок пассажиров звучала на заседаниях “Аэрофлота” не единожды, ведь компания часто сталкивается с авиадебоширами, и порой инциденты носят очень серьезный характер. Поэтому гендиректором Виталием Савельевым было направлено письмо в администрацию президента. В этом письме содержатся предложения относительно внесения в действующее законодательство изменений по ужесточению мер ответственности за нарушение порядка на борту самолета, а также по расширению полномочий членов экипажа.

Нынешняя нормативно-правовая база нуждается в существенной доработке, и речь идет уже о том, чтобы квалифицировать деструктивное поведение на борту самолета не как административное, а как уголовное правонарушение. Сейчас подобное нарушение порядка карается всего лишь небольшим штрафом, который никоим образом не может убедить авиадебошира во время следующего полета вести себя как полагается. Куда более действенная мера — введение уголовной ответственности, ведь судимость — это во многих случаях крест на дальнейшей карьере (ее наличие может помешать получить работу в госорганах и крупных коммерческих структурах).

Другой вопрос — черные списки пассажиров. Да, многие авиакомпании ведут свои перечни авиадебоширов, но пока российские авиакомпании не имеют права отказать пассажиру в перевозке и не могут не продать ему билет на том лишь основании, что он попал в черный список, так как ранее нарушал порядок на борту. Если на законодательном уровне будет закреплено право (или даже обязанность) авиакомпании отказать “неблагонадежному” пассажиру в билете, то составление единого черного списка, разумеется, будет иметь смысл.

Еще один вопрос в том, повлияет ли увеличение суммы штрафа на снижение количества случаев нарушения порядка. По словам Олега Пантелеева, здесь нужно разделять два понятия — штраф и компенсация издержек авиакомпании и пассажиров, понесенных вследствие деструктивного поведения авиадебошира. В случае если из-за нарушения порядка пассажиром экипаж вынужден будет экстренно посадить самолет или задержать рейс, у авиаперевозчика есть лишь один способ возместить убытки — подать в суд и требовать от дебошира возмещения ущерба. В этом случае объем компенсации будет уже не таким маленьким для пассажира. Наказывать дебоширов рублем — хороший вариант.

В некоторых странах для поддержания порядка на борту самолета разрешается применять в отношении “буйных” пассажиров средства сдерживания. Самое главное, чтобы средства не влияли на работу бортового оборудования (например, поэтому сначала стоит выяснить, не спровоцируют ли электрошокеры сбой или отказ важных систем). С другой стороны, пластиковые наручники не способны навредить ни оборудованию, ни авиадебоширу, ни другим пассажирам, поэтому их использование было бы вполне оправданно. Главное, чтобы право их использовать было закреплено законодательно. Пока же единственное “оружие” бортпроводника — это сила слова и убеждение.

Отдельно Олег Пантелеев остановился на ситуации, когда пассажир совершает противоправные действия в состоянии алкогольного опьянения. По его словам, международная статистика демонстрирует тот факт, что очень многие инциденты на борту самолета не связаны с опьянением, их провоцируют абсолютно вменяемые пассажиры, но склонные к конфликтам. По этой причине проблема деструктивного поведения не сводится к пьянству. К тому же уже сейчас авиаперевозчик имеет право не пускать на борт пассажира, который находится в состоянии сильного алкогольного опьянения.

У каждой авиакомпании есть свой свод правил поведения на борту самолета, и пассажиры обязаны соблюдать эти правила. Другое дело, что за нарушение правил пассажиру грозит разве что небольшой штраф. В то же время очень важно своевременно информировать пассажиров о правилах и тех или иных ограничениях. Вполне вероятно, что многие нарушения совершаются по незнанию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *